Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Сведения об оборудованных учебных кабинетах (групповых помещениях)
В ДОУ имеется пять изолированных групповых помещений, которые состоят из групповой комнаты и расположенных в ней раздвижных трёхъярусных кроватей для дневного сна; средняя группа имеет отдельную спальную комнату с одноярусными кроватями; в групповых помещениях имеются буфетная, приёмная, туалетная комнаты.
Групповые помещения оснащены современной мебелью, дидактическим оборудованием, разнообразным дидактическим материалом для игр и занятий детей в соответствие с возрастом, соответствующих требованиям образовательного стандарта и санитарным нормам.
В группах детского сада имеются игровые тематические модули (кухня, парикмахерская, магазин, мастерская, больница), макеты, ширмы; во всех группах есть предметы кукольной мебели. Разнообразные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, магнитный, конусный и др.) и пр. Игрушки-персонажи - фигурки сказочных персонажей, диких и домашних животных и птиц. Игры на развитие интеллектуальных способностей - домино, лото, шашки, пазлы и т.п. Игрушки-предметы для игр - набор для игр с песком, муляжи, наборы продуктов, посуды, наборы разрезных овощей и фруктов, коляски, техника, инструменты и пр.
Сведения об объектах для проведения практических занятий
В ДОУ оборудованы:
- спортивно-музыкальный зал – проведение физкультурных и музыкальных занятий, праздников, развлечений, соревнований.
В спортивно-музыкальном зале имеется: спортивное оборудование и инвентарь, разнообразные атрибуты для физкультурных занятий и подвижных игр, рефлекторные дорожки, оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Костюмы и декорации для театрализованных представлений, детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, тематические альбомы по ознакомлению с композиторами и музыкальными инструментами.
Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, пианино.
- изостудия- проведение занятий по продуктивной деятельности; оснащена специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначена как для индивидуальной, так и групповой работы с детьми.
Сведения о библиотеке
В ДОУ отдельного помещения для библиотеки не предусмотрено.
Методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература находится в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ включает в себя:
- книги и журналы для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для детей.
Методическая литература размещена по разделам: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, справочная литература (различные энциклопедии, справочная литература).
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные реализуемой образовательной программой. Имеются также сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
В каждой возрастной группе предусмотрена библиотечная зона, в которой воспитатели подбирают художественные произведения для детей в соответствие с возрастными возможностями, рекомендациями реализуемой программы.
Сведения об объектах спорта
В ДОУ имеются спортивно-музыкальный зал, спортивная и прогулочные площадки, центры спорта и физкультуры в группах, оборудованные необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование спортивного зала: гимнастические скамейки, стойки и планки для прыжков, дуги для подлезания, рефлекторные дорожки, оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; атрибуты для выполнения физических упражнений и организации подвижных игр (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, гимнастические палки, кубики, погремушки, косички и др.).
На спортивной площадке имеются: ворота для игры в футбол, стойки для игры в баскетбол, лабиринт, спортивная лестница, яма с песком; мишени разных типов.
В центрах спорта и физкультуры в группах подобраны: спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, и др.; оборудование для спортивных игр, массажные коврики; иллюстративный материал и по ознакомлению с разными видами спорта и строением человеческого тела.
Сведения о средствах обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Сведения об условиях питания воспитанников
Питание в ДОУ организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается в отдельно стоящем здании, полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.
Питание организуется в соответствии с основным (организованным) меню, утвержденным заведующим, рассчитанным на 2 недели. Это дает возможность правильно распределить продукты, обеспечить разнообразие блюд. Меню составляется раздельно для групп раннего и дошкольного возраста.
Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню, при разработке которого учитывается ряд факторов:
1. Основу меню составляет утвержденный среднесуточный набор продуктов питания, обеспечивающий физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.
2. Учитывается длительность работы учреждения (10,5 часов), которая определяет количество приемов пищи: завтрак 8 ч. 30 м. - 9 ч. 00 м.; второй завтрак 10 ч. 30 м. - 11 ч. 00 м.; обед 12 ч. 00 м. - 13 ч. 00 м.; полдник 13 ч. 30 м. - 16 ч. 00 м.;
3. Одним из важных условий правильно составленного меню является максимальное разнообразие блюд, с обязательным включением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные, фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов, и исключение повторяемости блюд в течение срока действия.
4. При составлении рациона питания детей предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, даются в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям рекомендуется молочно-растительная, легко усваиваемая пища, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.
При составлении меню в МБДОУ детском саду № 3 «Аленушка» учитывается, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно: молоко, кисломолочные напитки, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масла, сахар, соль. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю. В течение декады (10 дней) ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме из расчета установленных норм.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в МБДОУ детском саду № 3 «Аленушка» родителям систематически предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня, для чего в группах вывешивая ежедневное меню. В ежедневном меню указывается наименование блюда, масса и калорийность порции. При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду.
В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продуктовому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении. Важно также, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в дошкольное учреждение очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сок и (или) какие-либо фрукты.
Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего и медицинскую сестру детского сада.
Постоянно анализируется качество питания в соответствии с рекомендуемым суточным набором продуктов, балансом жиров, белков, углеводов и калорийности. Питание организуется в соответствии с требованиями СанПиН.
Пищеблок обеспечен всем необходимым технологическим оборудованием, посудой и инвентарем. Поставляют продукты питания индивидуальные предприниматели станицы Егорлыкская согласно списка разрешенных продуктов СанПин.
Сведения об условиях охраны здоровья воспитанников
Охрана здоровья воспитанников в ДОУ осуществляется в соответствие со ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», санитарными нормами и правилами, Уставом ДОУ.
Медицинское обслуживание воспитанников, обеспечение качества питания и лечебно-оздоровительная работа, регулярный контроль за состоянием здоровья воспитанников осуществляется медицинской сестрой МБУЗ «ЦРБ» Егорлыкского района педиатрического отделения детской поликлиники, на основании договора безвозмездного оказания медицинских услуг. Для лечебно-профилактической и оздоровительной работы в учреждении имеется лицензированный медицинский кабинет. Имеются необходимые медикаменты для оказания экстренной помощи.
Созданы медико-гигиенические условия: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение воспитанниками медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации декретированных возрастов (3,5,7 лет). Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Ежегодно сотрудники МБДОУ проходят профилактический осмотр.
В течение года в учреждении проводится санпросветработа с родителями, детьми, сотрудниками. Постоянно действует и систематически обновляется стенд медицинской тематики для родителей и сотрудников.
В ДОУ выстроена система профилактических и оздоровительных мероприятий, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. В рамках данной системы предусмотрена оптимизация режима дня, осуществление профилактических мероприятий, контроль за физическим, психическим состоянием детей, внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления, формирование у участников образовательного процесса мотивации к здоровому образу жизни.
Оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:
- утренний приём детей на свежем воздухе (в тёплый период года);
- проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в тёплый период года), физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр;
- физкультурные занятия, согласно учебного плана (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
- ежедневный режим прогулок (в первой/второй половине дня,)
- гимнастика после сна, дыхательные упражнения;
- сбалансированное питание
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база учреждения оснащена: локальной сетью с выходом в Интернет, электронной почтой, функционирует официальный сайт ДОУ.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к проводной сети «Интернет» - 4, в том числе для учебно-вспомогательных целей - 1 компьютер, 1 ноутбук. На рабочих местах педагогов имеется доступ к сети интернет через беспроводную сеть.
Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты, Watsap. Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации. Сеть Watsap используется для распространения памяток, консультативного материала, обмена деловой информацией среди участников образовательных отношений.
Свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников не осуществляется.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для повышения качества педагогического процесса в ДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов. Накоплена медиатека электронных образовательных ресурсов.
Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://минобрнауки.рф/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru/ |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | http://window.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru/ |