С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Поэтому мы перед собой поставили ряд задач во время адаптационного периода:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в окружающем;
- обучение навыкам общения со сверстниками.
Дети в нашей группе начали поступать с 1 июля. Приём детей проходил постепенно. К открытию мы тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей. К встрече с родителями мы также тщательно подготовились – подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации («Адаптация. Что это?» и др.) и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада, провели организационное беседы, в ходе которых познакомились с родителями, узнали индивидуальные особенности каждого ребёнка. В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.
Для того, чтобы облегчить период адаптации, сделать его менее болезненным, вновь прибывшие дети первую неделю находились в группе до обеда, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Все наблюдения за ребёнком оформлялись воспитателями в листах адаптации.
В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
5 человек с легкой степенью адаптации. Период адаптации длился примерно 5-7 дней. Дети спокойно входили в группу, внимательно осматривались, играли, вступали в контакт с детьми и воспитателями, могли попросить о помощи. В течение всего времени пребывания у детей наблюдалось устойчиво - спокойное эмоциональное состояние, во время приема пищи и отхода ко сну дети не капризничали, ели с охотой и быстро засыпали. Дети придерживались установленных правил поведения.
3 детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 3-х недель. В это время настроение малышей было неустойчивым: они часто плакали, звали маму. В этот период был нарушен сон и аппетит. Снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках были игрушки, принесенные из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью к педагогу. Сидели на коленях у педагога или младшего воспитателя.
Детей с тяжёлой степенью адаптации нет.
За этот небольшой период научились мы многому. Дети стали более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают, где находятся их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения в группе. Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Раздеваются. Учимся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки.
С родителями налажена плодотворная работа, а также и мы воспитатели поделились итогами проделанной нами работы в адаптационный период.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – все детки адаптировались к новым для них условиям. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
Подготовила воспитатель Буханцова Н.Н.